Рождённые в апреле

Анатолий Горохов
Николай Гумилёв

Вадим Людвиковский
Ирина Шведова
Радио Победы Музыка Победы Исполнители Российские Утесов Леонид

Утесов Леонид

Leonid_UtesovЭстрадный певец, руководитель джазового оркестра, актер театра и кино, постановщик. Родился 21 марта 1895 года в Одессе. Учился в коммерческом училище Файга, откуда в 1909 году был отчислен за плохую успеваемость и неудовлетворительную дисциплину. После непродолжительной работы в бродячем цирке (в качестве гимнаста) вернулся в Одессу, где учился играть на скрипке. В 1912 году устроился в Кременчугский театр миниатюр; тогда же взял сценический псевдоним Утесов. Начиная с 1913 года, играл в одесской труппе К. Г. Розанова (Большой и Малый Ришельевские театры), Херсонском театре миниатюр, передвижном театре миниатюр "Мозаика" (1914). В 1917 году занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле и в том же году организовал в Москве небольшой оркестр, с которым выступал в саду "Эрмитаж".

Утёсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа Лары Некрасовой "Любимые имена - Утёсов":

Часть 1 "Одесса"

Embed Embed this video on your site

Часть 2 "В Москве"

Embed Embed this video on your site

Часть 3 "Весёлые ребята"

Embed Embed this video on your site

В 1919 году состоялся кинематографический дебют Утесова - в роли адвоката Зарудного в фильме "Лейтенант Шмидт - борец за свободу". В 1921-1928 годах играл в таких театрах, как Театр революционной сатиры (Москва), Театр музыкальной комедии, Палас-театр, Свободный театр (Ленинград), "Маринэ" (Рига). В 1925 году снялся в двух фильмах Б. Светлова - "Карьера Спирьки Шпандыря" и "Чужие".

Dim lights Embed Embed this video on your site

Dim lights Embed Embed this video on your site

"Карьера Спирьки Шпандыря"

Dim lights Embed Embed this video on your site

В 1928 году после поездки в Париж, где впервые услышал профессиональный джаз, собрал музыкантов и стал готовить джазовую программу. 8 марта 1929 года на сцене Малого оперного театра (Ленинград) дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой "Теа-джаз". Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались разнообразные сценки между музыкантами и дирижером. Все выступление было режиссерски объединено, начиная со знакомства с публикой и кончая прощальной песней "Пока", для трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного здания. Предтечей этой программы можно считать спектакль Утесова "От трагедии до трапеции" (первая половина 20-х годов), в котором он проявил себя как синтетический актер: на протяжении шестичасового сценического действия из революционера Федора Раскольникова он превращался в царя Менелая из оперетты "Прекрасная Елена", в дивертисменте играл соло на гитаре, появлялся в облике скрипача, пел, аккомпанируя себе на гитаре, танцевал в паре с балериной и завершал представление упражнениями на трапеции.

В первые годы работы Утесова с джазом проявилось его пристрастие к так называемому блатному фольклору. Еще в 1929 году в спектакле Ленинградского театра сатиры "Республика на колесах" прозвучала песня "С одесского кичмана", которую вскоре объявили "манифестом блатной романтики" и запретили. В программу "Теа-джаз" были включены песни "Лимончики", "Гоп со смыком". Блатной фольклор в исполнении Утесова приобрел ироническую интонацию, снимавшую воровскую романтику. В своих выступлениях он часто использовал популярные мелодии с новыми текстами. В начале 30-х годов поэт-песенник Лебедев-Кумач по просьбе Утесова написал новые тексты для песен "Подруженьки" и "Мурка", вошедшие в репертуар певца как "Джаз-болельщик" и "У окошка".

Вторая программа оркестра "Джаз на повороте" (1930) состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, - Русской, Украинской, Еврейской и Советской. По-новому зазвучали популярные мелодии "Во субботу день ненастный", "Виют витры" и др. В дальнейшем Утесов часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так: "Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?".

В 1933 году в репертуаре коллектива появляется пьеса "Музыкальный магазин" (авторы Н. Р. Эрдман, В. З. Масс), представляющая собой ряд небольших комических эпизодов, происходящих в музыкальном магазине в течение рабочего дня. В одной из сцен оркестр пародировал механизированный, бездушный джаз, исполняя переложенные Дунаевским в ритме фокстрота арию индийского гостя из "Садко" Римского-Корсакова, "Сердце красавицы" из "Риголетто" Верди и некоторые темы из "Евгения Онегина" Чайковского. Успех джазовой интерпретации классических произведений во многом определил содержание следующей программы оркестра - "Кармен и другие", в которой комически обыгрываемые эпизоды известной оперы сопровождались оджазированной музыкой Бизе.

В 1934 году на экраны кинотеатров вышел фильм Г. Александрова "Веселые ребята", в котором снимался весь оркестр Утесова. Общее настроение картины определили песни Дунаевского на стихи Лебедева-Кумача: "Сердце, тебе не хочется покоя" и "Марш веселых ребят" в исполнении Леонида Утесова. Песни обрели большую популярность. Проходивший в Лондоне конгресс мира и дружбы с СССР (1937) заканчивался под "Марш веселых ребят". С 1936 года в выступлениях оркестра принимает участие Эдит Утесова (дочь певца), актриса театра им. Вахтангова.

В 1937 году джаз-оркестр Утесова представил программу в двух отделениях "Песни моей Родины". В первую часть вошли песни о гражданской войне ("Тачанка", "Полюшко"), вторую составили лирические и комедийные песни. Программа шла несколько лет, вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1938 году Утесов в качестве художественного руководителя выпустил спектакль "Два корабля", в котором прозвучали песни "Варяг", "Раскинулось море широко", "Моряки", "Краснофлотский марш", "Баллада о неизвестном моряке". В 1939 году написал свою первую книгу "Записки актера". Играл роль директора кардиологического санатория "Спасибо, сердце" в спектакле-водевиле "Много шума из тишины", где исполнил песни "Тайна", "Му-му", сразу ставшие популярными. В том же году играл, пел и дирижировал оркестром в киноконцерте "Пароход", который по праву считается прообразом современных видеоклипов.

Dim lights Embed Embed this video on your site

Dim lights Embed Embed this video on your site

 

Объявление о начале войны застает Утесова во время репетиции новой программы "Напевая, шутя и играя" в московском "Эрмитаже". Желая поддержать солдат, оркестр в короткий срок создает первую военную программу "Бей врага!", в которой наряду с уже известными песнями звучат новые произведения: "И не раз и не два мы врага учили", "Партизан Морозко", "Привет морскому ветру". За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях, в действующей армии на Калининском фронте, постоянно включая в программу новые песни: "Жди меня", "В землянке", "Темная ночь", "Одессит Мишка", сатирические антифашистские частушки "Гадам нет пощады!" В июне 1942 года Леониду Утесову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Вторая программа военных лет "Напевая, шутя и играя" явилась откликом на начало серьезных успехов Советской армии. В нее были включены песни: "Прощание", "Пароход", "Десять дочерей", "Два друга". В 1944 году оркестр представил новую джаз-фантазию "Салют", в которой прозвучали отрывки из симфонических произведений, свыше двадцати старых и новых песен, лирические и сатирические интермедии. 9 мая 1945 при года огромном стечении народа Утесов выступил с оркестром на открытой эстраде на площади Свердлова в Москве.

К 800-летию Москвы (1947) утесовский коллектив подготовил оркестровую фантазию "Москва", в финале которой впервые исполнялась песня Дунаевского "Дорогие мои москвичи!" В 1952 году появилась программа "Музыка толстых", центральное место в которой занимала сатира на международные темы. 25-летие коллектива (1954) было отмечено эстрадным спектаклем "Серебряная свадьба", в котором среди прочих Утесов исполнил одно из последних произведений Дунаевского "Я песне отдал все сполна". Песня вошла в фильм "Веселые звезды" (экранизация эстрадного концерта). В марте 1960 года в Московском театре эстрады была представлена программа "Тридцать лет спустя". В ней, наряду с обычным репертуаром, оркестр исполнил сложные классические произведения - марш С. С. Прокофьева из оперы "Любовь к трем апельсинам" и пьесу Дебюсси "Reverie". Отличие от западного, якобы чисто танцевального джаза, подчеркивалось пародийным номером "Эволюция западного танца".

Dim lights Embed Embed this video on your site

В 1965 году Леониду Утесову было присвоено звание народного артиста СССР. Он стал первым артистом эстрады, удостоенным этого звания. 9 октября 1966 года на концерте в ЦДСА артист почувствовал себя плохо. Через некоторое время он решил покинуть сцену. В оставшиеся 16 лет жизни Утесов написал еще одну книгу "Спасибо, сердце!", руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену. В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Утесова.

Музыкальные критики часто обвиняли Утесова в отсутствии певческого голоса. Леонид Осипович неизменно отвечал: "Пусть так! Я пою не голосом - я пою сердцем!"

Dim lights Embed Embed this video on your site

Dim lights Embed Embed this video on your site

Леонид Утёсов

 

Леонид Утесов. Спасибо, сердце!

Москва, Всероссийское театральное общество, 1976

Когда-то я написал свою первую книжку "Записки актера". Мне было тогда

сорок лет. Возраст в общем-то зрелый, но теперь я вижу, что был просто

мальчишка и не смог трезво и холодно разобраться в своей жизни и своей

работе. Я выслушал немало упреков. Страшно огорчался. Но не умел еще

спокойно сказать себе -- "поделом" -- и отнестись ко всему философски.

Через двадцать лет вышла моя вторая книжка -- "С песней по жизни". Тогда

мне уже было на двадцать лет больше и я был уверен, что все понял, во всем

разобрался, все пережил и могу беспристрастно посмотреть на вещи. Трезво и

холодно проследил я свою жизнь, многое в ней переоценив, чему-то оставшись

верным по-прежнему. Но и на этот раз не достиг желаемого. Беспристрастность

-- не для актера.

Теперь мне снова на пятнадцать лет больше и я написал третью книгу. Я

попытался исправить в ней ошибки, промахи и неточности двух первых и иными

глазами посмотреть на свои поступки, на свои дела, на свои мечты и их

осуществление. И то, на что я не обращал внимания в двух первых, --

показалось мне особенно важным и дорогим теперь.

Dim lights Embed Embed this video on your site

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в апреле
Праздники