Рождённые в марте

Евгений Баратынский
Тамара Миансарова
Тарас Шевченко
Александр Зацепин
Михаил Анчаров
Виталий Коротаев
Радио Победы Музыка Победы Композиторы Артемьев Эдуард Николаевич

Артемьев Эдуард Николаевич

Эдуард АртемьевКомпозитор, автор музыки ко многим российским фильмам, в том числе «Солярис» Андрея Тарковского и «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова. Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске. Первоначальное музыкальное образование получил в Московском хоровом училище. В 1960 окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю. А. Шапорина. Сочинять музыку Эдуард Артемьев начал еще учеником Московского хорового училища под руководством М. А. Парцхаладзе, организовавшего в те годы в училище факультативный курс композиции. Нетрадиционность творческого мышления, увлечение звуковой красочностью, интерес к необычным тембрам и тембровым сочетаниям проявились у Артемьева уже тогда. В числе впечатлений, пробудивших в нем тягу к сочинению, были поздние опусы Скрябина, услышанные дома в исполнении его дяди — хорового дирижера Н. И. Демьянова произведения Дебюсси и Стравинского.

У дяди была большая музыкальная библиотека, где была собрана вся оперная классика. Артемьев с детства очень любил и хорошо знал произведения итальянских композиторов — Пуччини, Беллини, Доницетти...

В 1960 году Эдуард Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу Ю. А. Шапорина и Н. Н. Сидельникова. Творческую судьбу композитора определила встреча с инженером и математиком Е. А. Мурзиным — создателем первого фотоэлектронного синтезатора АНС, названного так в честь Александра Николаевича Скрябина.

Dim lights Embed Embed this video on your site

artemievvВ 1960 году, когда АНС, установленный в музее А. Н. Скрябина, привлек к себе целую группу молодых композиторов, в отечественной музыке родилось новое направление — направление электронной музыки. Среди первых энтузиастов был и Эдуард Артемьев. В 1961—1963 годах он работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука у Е. Мурзина, по существу стал его учеником в электронике. Сегодня Э. Артемьева называют основателем отечественной электронной музыки наряду с Е. Мурзиным.

Важную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с Андреем Тарковским. Тарковского привлекла аудиовизуальность, пространственность музыки Артемьева, его способность выстраивать сложные ассоциативные ходы, создавать обобщенные образы-символы. Неординарные задачи, поставленные режиссером, требовали новых творческих поисков от композитора. Артемьев принял участие в трех фильмах Тарковского: "Солярис" (1972), "Зеркало" (1975) и "Сталкер" (1980) — причем в "Солярисе" как создатель всего звукового пространства, а не только как автор собственно музыки, а также в спектакле "Гамлет", постановку которого Тарковский осуществил в 1970-е годы в Московском театре имени Ленинского комсомола. Работа над "Солярисом" знаменательна еще и тем, что к этому фильму Артемьевым была создана первая электронная партитура — одна из немногих сохранившихся партитур ранней отечественной электронной музыки.

Эдуард Артемьев — один из ведущих мастеров отечественной киномузыки. Более 150 "озвученных" им отечественных и зарубежных картин (художественных, документальных, мультипликационных), множество театральных, радио- и телепостановок впечатляют разнообразием тем, сюжетов, жанров, разнородностью художественных задач. Помимо А. Тарковского композитор работал с режиссерами Н. Михалковым, А. Кончаловским, В. Абдрашитовым, С. Самсоновым, А. Орловым, А. Хамидовым и многими другими.

Dim lights Embed Embed this video on your site

С Н. Михалковым сделаны все картины ("Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Несколько дней из жизни Обломова", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Родня", "Урга", "Утомленные солнцем", "Сибирский цирюльник"), осуществлена постановка "Механического пианино" в Италии на сцене Театра ди Рома. Сотрудничество с А. Кончаловским, начатое в "Сибириаде", в работе над оперой "Преступление и наказание", продолжилось на сцене парижского театра "Одеон" в чеховской "Чайке", а также на студиях Голливуда в фильмах "Дуэт для одного", "Гомер и Эдди", "Ближний круг", "Одиссей". В Голливуде Э. Артемьев работал и с другими режиссерами: Л. Шиллером, Д. Голденом, Ю. Нейманом (к/к "Double Jeopardy", "Burial of the Rats", "Heart of the deal").

"Артемьев великолепно чувствует экран, — отмечает В. Абдрашитов, с которым композитор сотрудничал в фильмах “Охота на лис” и “Остановился поезд”, — он никогда не пишет иллюстративной музыки. Его музыка контрапунктирует изображению, дополняет, раскрывает глубинный смысл кадра".

По словам Н. Михалкова, Артемьев обладает "поразительными способностями стилиста". Традиции лирико-драматических симфоний XIX века слышны в его музыке к "Гобсеку", возвышенный трагизм барокко — в "старинной" музыке для инструментов Страдивари ("Визит к Минотавру"), ретро начала XX века — в картине "Раба любви", музыкальная медитация дзэн-буддизма — в "Сталкере"...

Dim lights Embed Embed this video on your site

Из недавних работ Эдуарда Артемьева — музыка к фильмам "Водитель для Веры" режиссера Павла Чухрая (2003) и "Доктор Живаго" Александра Прошкина (2006).

Большой популярностью пользовались пластинки с записью его киномузыки, в частности диск-альбомы "Картины-настроения" и "Картины-настроения. II", куда вошли фрагменты нескольких киноработ, компакт-диск "Территория любви" с фрагментами из музыки к фильмам Н. Михалкова. Киномузыка Артемьева вызывает большой интерес и за рубежом. Во Франции выпущена пластинка с записью многочастной композиции, созданной для сериала А. Кончаловского "Сибириада" (1979), компакт-диски с музыкой к картинам Н. Михалкова "Урга" (1991) и "Утомленные солнцем" (1995). В США — "Ближний круг" с музыкой к кинокартине А. Кончаловского (1992).

Артемьев является членом Союза композиторов и Союза кинематографистов России, президентом основанной им же в 1990 году «Российской ассоциации электроакустической музыки», а также членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории и проводит мастер-классы. С 1964 по 1985 год работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры. Известен, в частности, как автор музыки к нескольким десяткам фильмов, писал саундтреки к кинолентам Андрея Тарковского, Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского. Лауреат трёх премий «Ника» (1995, 2004, 2008) за музыку к кинофильмам «Лимита», «Водитель для Веры» и «12».

Dim lights Embed Embed this video on your site

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в марте
Праздники