Рождённые в апреле

Иван Дзержинский
Владимир Хорощанский
Алла Пугачева
Александр Розум
Иван Козлов
Радио Победы Музыка Победы Исполнители Российские Великанова Гелена

Великанова Гелена

Гелина ВеликановаРодилась 27 февраля 1923 года в Москве в семье выходцев из Польши; отец был наполовину литовец с фамилией Великанис. В 1941 году Геля окончила школу, хотела поступать в музыкальное училище, но началась Великая Отечественная война, и семья эвакуировалась в Томск, где она работала в госпитале, участвовала в концертах для раненых.
В 1944 году Гелена вернулась в Москву и поступила в музыкальное училище им. Глазунова.

Гелина ВеликановаУчилась она успешно, преподаватели нацеливали её на оперетту, но её привлекала только эстрада. Окончив училище, она поступила на эстрадное отделение Школы-студии МХАТа. На профессиональную сцену вышла впервые в 1948 году, а через несколько лет к ней пришло признание.
С 1950 года Великанова — солистка-вокалистка Всесоюзного Гастрольно-Концертного Объединения(ВГКО). С 1965 года — солистка-вокалистка Москонцерта. Среди первых песен, спетых ей, — жанровые произведения советских и зарубежных композиторов: «Мне весело», «Письмо к матери», «Маринике», «Возвращение моряка», «Маленькая Мари». Удавалось ей и исполнение детских песенок. Успех певицы возрос, когда она обратилась к песням, раскрывающим глубокие человеческие чувства, с ярко выраженным гражданским содержанием. Таковыми были «На кургане», «Другу», «Идут белые снеги», песни на стихи Сергея Есенина и Новеллы Матвеевой. Во многом поэтическая культура певицы на первом этапе сформировалась благодаря её супругу — известному поэту Николаю Доризо.
Самой известной и вызвавшей поначалу много критики стала песня «Ландыши».
После нескольких лет успешных выступлений во время гастролей из-за неправильного лечения Г. Великанова потеряла свой высокий голос.
С 1986 по 1995 годы Великанова преподавала в Музыкальном училище им. Гнесиных.
В 1992 году уже в возрасте 70 лет она была удостоена почетного звания «народный артист Российской Федерации».
16 апреля 1998 года состоялась церемония закладки на «Площади Звезд» её именной звезды у ГЦКЗ «Россия».

10 ноября 1998 года должен был состояться «прощальный» (по её собственному выражению) концерт в Доме актёра. Г. М. Великанова умерла в своей квартире за два часа до концерта. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.

Dim lights Embed Embed this video on your site

Dim lights Embed Embed this video on your site

Dim lights Embed Embed this video on your site

Последнее интервью артистка дала в мае 1998 года Краснодарской газете:

- Сегодня мы услышали и песни 50-х, и песни, которые появились в Вашем репертуаре в недавние годы. Знаменитая, на стихи Евгения Евтушенко, песня о квартире коммунальной…

- Вы знаете, ведь самые дорогие для меня, как и, наверное, для каждого человека, воспоминания о детстве. И лучшие друзья – те, что остались с детства. Сейчас вышел спектакль у Марка Розовского. Называется он «Песни нашего двора». Этот спектакль идет прямо во дворе театра… Там даже сцены нет. Простой двор буквой «П», железные лестницы, скамейки… Точно как в моем дворе детства.

У нас двор был необыкновенный. Как одна семья. Мы встречали все дни рождения вместе, все праздники. Все были бедные в доме. Только одна семья обеспеченная. Но тоже милые, хорошие люди. Все дети очень дружили. Самым большим оскорблением было, если один ребенок говорил другому: «Ты – буржуй». Сразу слезы и рыдания… В войну наши мальчики почти все погибли… Только двое вернулись – раненые, больные. Сейчас их уже нет на свете. Но до сегодняшнего дня мои самые близкие подруги Таичка и Ирочка… ну, вы понимаете, они такие же Таичка и Ирочка, как я нынче – Гелечка… Мы и сейчас часто встречаемся вместе, ходим на могилы наших родителей, сестер и братьев… Это как фронтовая дружба – самая верная.

Я с детства была очень бойкая, энергичная, «заводилой» была. Мы ставили спектакли, разыгрывали настоящие сценки – с костюмами и декорациями. И стихи я читала и пела. А потом… война.

Я уехала в Томск в эвакуацию с мамой в «телячьих» вагонах, как их тогда называли. И в первый же год эвакуации маму потеряла… И осталась совершенно одна, «как перст на белом свете». В этом городе я поступила в Московский институт инженеров транспорта. Здесь участвовала во всех вечерах. Профессура мне не раз говорила: «Уходи отсюда, иди учись музыке! Ты хорошо поешь и наш вуз не для тебя». Действительно, я ненавидела математику. Это был совершенно чуждый для меня предмет. Потом, несколько лет подряд видела сон, что не могу поступить в высшее учебное заведение, потому, что не сданы алгебра, геометрия, тригонометрия за десятый класс… Всегда с ужасом просыпалась от этого сна. Я и в жизни никогда этого не сдам, никогда не одолею. Мне в школе гуманитарные науки давались очень легко… А будучи в эвакуации, почти ежедневно бывала в госпиталях: помогала чем могла, а еще читала стихи, пела песни раненым.

- В этих госпитальных концертах и заметили Вас профессиональные артисты …

- В Томск был также эвакуирован комитет по делам искусств СССР. И я дружила с детьми членов комитета. Да, верно, они заметили меня. И когда я вернулась в Москву, помогли поступить в музыкальное училище имени Глазунова, в котором готовили артистов оперетты (приемные экзамены я пропустила, находясь в эвакуации). Но в училище поняла, что оперетта – совершенно не близкий мне вид искусства Я и сегодня не понимаю, когда артисты говорят, говорят и вдруг начинают петь, а потом снова говорят какими-то чуть-чуть неестественными голосами… Хотя в оперетте есть хорошие актеры, и я их очень люблю. Но я всегда хотела работать на эстраде… Хотела сама выбирать песни, которые мне близки, моим друзьям, близким, которые, одним словом, автобиографичны.

- И Вы поступили в эстрадную студию…

- Да, у меня были прекрасные педагоги Ольга Андровская, Василий Топорков, Анатолий Кторов, Борис Петкер… Это были великие педагоги и великие актеры, которые очень многое дали мне в жизни.

Потом, когда я стала зрелой артисткой, уже довольно известной, окончила еще и режиссерский факультет ГИТИСа. Я всегда готовила свои программы сама и в Театре эстрады и в концертном зале «Россия». Никогда не работала с режиссерами. Мне много раз говорили: ты попробуй с режиссером. Но я говорю: как? Если, допустим, меня бросил любимый человек. Откуда режиссер знает, как я себя буду вести! Побегу ли я за ним, буду ли хвататься за его пиджак или скажу: «Иди, дорогой, ради Бога. Мне ты не нужен..» Ведь это все настолько индивидуально. И на эстраде все-таки артист должен оставаться самим собой. Он – личность на эстраде. А в театре актеры играют концепцию режиссера. А я стремилась к тому, чтобы все делать самостоятельно.

- Дебют на профессиональной эстраде состоялся еще в годы Вашей учебы?

- Дебют мой был уже по окончании студии. И в ЦДРИ был концерт выпускников. Я была тогда тоненькая, стройненькая. Когда сейчас показываю свои фотографии той поры даже близким людям, у меня спрашивают: «Это кто?». Я говорю: «Как кто? Я!». А чужие люди и подавно не узнают…

Так вот, я, помню, пела «Миссисипи», «Колхозную плясовую» и «Пипиту». Знаменитая впоследствии моя песня. Она много лет была в моем репертуаре. Меня утвердили на самую высокую ставку, какую только могла получить студентка, и я работала буквально сразу в лучших концертных залах.

Даже еще когда училась в студии, меня уже знали на эстраде. Лидия Русланова, Александр Вертинский брали меня в свои концерты. И, когда Вертинский переодевал рубашку, я в это время, чтобы он отдохнул, пела. Это были, конечно, незабываемые встречи. Это была высокая планка, к которой ты стремился, допинг невероятный, когда ты хоть чуточку приближаешься к таким великим артистам!

Певица Гелена Великанова о своих песнях, взаимоотношениях на эстраде, наставниках и коллегах. Интервью Гелены Великановой

- Клавдия Ивановна Шульженко писала: «Мне близко творчество Гелены Великановой. Она знает, о чем поет.»…

- Клавдия Ивановна часто бывала на моих сольных концертах. Она очень хорошо ко мне относилась. А я всегда прислушивалась к словам этой великой актрисы – певицы и актрисы в одном лице. В ее творчестве это было неотделимо.

- В одной из рецензий, посвященных Вам, было отмечено, что, «судя по репертуару и профессионализму артистки, можно смело утверждать, что Великановой все по силам».

- Я исполняла разные песни: драматические, шуточные, даже детские, про несчастную и про счастливую любовь…

Затем пришло время, когда я первая на эстраде стала исполнять большую поэзию. В моем репертуаре появились произведения на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахматовой, Есенина, Блока, Окуджавы… А петь песни на их стихи в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Булат Окуджава говорил: «Ты даже не понимаешь, что ты сделала! Для тебя - выпустить новую песню, а для меня – это судьба». Ведь его в те годы просто запрещали. И все боялись петь песни на его стихи. А я была «отчаянной девчонкой». Песни-то у него были изумительные!

Бывало, поэты, на стихи которых я пела песни, приходили на мои сольные концерты и читали свои стихи – Вознесенский, Евтушенко… - это был такой подарок зрителям!

- Песни Новеллы Матвеевой помимо авторского исполнения, я встречал в Вашем репертуаре и еще у Елены Камбуровой…

- Но я пела первая, ведь я старше Камбуровой… Я много песен Новеллы Матвеевой выпустила. А потом ее песни стали другие артисты исполнять. Помню, приехала в Омск и там замечательные артисты из оперетты пели мою «Молдованку». Совершенно по другому исполнили, но очень симпатично, очень интересно – по-молодому, по-своему. Мне очень понравилось.

- А ревность или зависть на эстраде были всегда?

- Всё было как и сейчас. Только форма взаимоотношений была более деликатной. Такая же была ревность, такая же была конкуренция, также «тащили» друг у друга песни. Я выходила в зал и знала точно, что все новые песни будут записаны. Артистки «второго эшелона» сидели с магнитофонами и записывали. А потом сразу исполняли их в своих концертах и еще спорили, что они первыми выпускали эти песни…

- Жаль, конечно, что далеко не все Ваши песни были записаны на грампластинки.

- Совершенно верно, в грамзаписи запечатлена только их небольшая часть. Мало того, я с удивлением обнаруживаю, что многие из записей, сделанные только на радио, оказываются размагниченными. Это просто необъяснимо.

- «Ландыши»… Как эта знаменитая песня, можно даже сказать, визитная карточка Гелены Великановой, появилась в Вашем репертуаре? Ведь ее исполняла еще и Нина Дорда…

- Нина Дорда, действительно пела эту песню. Но дал мне ее Оскар Фельцман первой и вся страна наша знает эту песню от меня. Правда, я потом много лет ее не пела, но вот снова ее восстановила, уже в другой аранжировке и на каждом концерте пока я не спою «Ландыши», публика меня не отпускает…

- В есенинском цикле Вашего репертуара были произведения на музыку Григория Пономаренко…

- Я не могу сказать, что с Григорием Федоровичем Пономаренко у нас было тесное сотрудничество. Просто он писал и приносил мне свои песни. И было это, когда я уже утвердилась на эстраде. Григорий Пономаренко дарил мне свои песни. И я ему очень благодарна за то, что была первой исполнительницей некоторых его произведений.

- Вы не первый раз на Кубани. И Ваш приезд – событие для любителей эстрады, для Ваших давних поклонников.

- Я очень люблю ваш край – благословенный Богом и природой. Я видела в зале прекрасных людей – добрых и красивых. А для таких зрителей всегда работается с удовольствием.

Источник - RetroPortal.ru

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в апреле
Праздники