Рождённые в декабре

Генрих Гейне
Николай Никитский
Константин Сокольский (Кудрявцев)
Валентина Серова
Юрий Владимиров
Дмитрий Кабалевский
Радио Победы Кино, театр Кино, театр Стриженов Олег Александрович

Стриженов Олег Александрович

Олег Александрович Стриженов — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР.

Родился 10 августа 1929 года в Благовещенске Амурской области, в семье военного. 

Его отец, Стриженов Александр Николаевич (1899—1978), воевал на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн. Мать — Стриженова Ксения Алексеевна (1899—1971) окончила Петербургскую Мариинскую гимназию и Смольный институт. Супруга — Пырьева Лионелла Ивановна (1938 г.р.), известная киноактриса, заслуженная артистка России. 

Старший брат — Стриженов Борис Александрович, лейтенант Советской армии, лётчик-истребитель, погиб под Сталинградом в 1942 году. Средний брат - Стриженов Глеб Александрович (1925-1985), известный актёр, участник Великой Отечественной войны, окончил Школу-студию МХАТ, заслуженный артист РСФСР. 

В 1953 году, окончив Театральное училище имени Б. В. Щукина, стал актёром Государственного русского драматического театра в Таллине (ЭССР). На сцене этого театра он сыграл роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» — эту роль впоследствии в течение 10 лет он играл с большим успехом на сцене МХАТ имени Горького. 

Дебют в кино - в 1954 году, главная роль в кинофильме «Овод» («Ленфильм», 1955, режиссёр А. М. Файнциммер). Олег Стриженов сыграл Артура с таким темпераментом и самоотдачей, что стало очевидно: в нашем кино появился новый крупный актёр, счастливо совмещающий природный талант, силу и опыт русской актерской школы с безупречными внешними данными западной звезды.
Этот успех актер закрепил, сыграв в фильме В.П. Каплуновского «Мексиканец» (1955), где помимо драматического образа продемонстрировал и отличную физическую подготовку. Выдающийся кинорежиссер А. П. Довженко, увидев Олега Александровича в этой роли, сказал ему, что тот умеет не только говорить, но и молчать на экране. Довженко пригласил Стриженова на роль Андрия в экранизацию «Тараса Бульбы», которую вынашивал много лет, считая своим самым сокровенным замыслом. К несчастью, Александр Петрович вскоре умер, так и не приступив к съёмкам; роль Андрия осталась несыгранной...
Следующим фильмом был «Сорок первый» (1956) Г. Н. Чухрая. В этой картине все для тех лет было необычно и ново, начиная с грандиозной операторской работы С. П. Урусевского и заканчивая почти крамольной трактовкой образа белогвардейского поручика Говорухи-Отрока. Г. Н. Чухрай не скрывал, что главной задачей фильма было не обличение Говорухи-Отрока, а показ бессмысленности Гражданской войны. Говоруха-Отрок трактовался не как карикатурно-отрицательный персонаж, а как живой человек, как жертва, со своей правдой и идеалами. Стриженов исключительно точно воплотил сложный внутренний мир белого офицера. Его Говоруха-Отрок - образованный, культурный человек, искренне любящий Россию, но трагически неспособный помочь ей в условиях кровавой междоусобицы.
Съемки в «Сорок первом» стали для актёра большим опытом — и профессиональным, и жизненным. С этого фильма в его творчестве началась линия «двойственных» героев - таких как Мечтатель в «Белых ночах» Ф. М. Достоевского (1959, режиссёр И. А. Пырьев), Германн в «Пиковой даме» П. И. Чайковского (1960, режиссёр Р. И. Тихомиров), Лаевский в повести А. П. Чехова «Дуэль» (1961, режиссеры Т. Н. Березанцева и Л. С. Рудник), Кареев в «Акции» (1987, режиссер В. Г. Шамшурин).
Особое место в творчестве О. А. Стриженова занимает роль Кареева, которая как бы завершает эту линию. Кареев — человек из «бывших», который страстно любит Родину, презирает и красных, и немцев. Этот образ несёт в себе трагическую обреченность.

Стремление показать несколько ипостасей одного персонажа, его неоднозначность привело О. А. Стриженова к участию в фантастической комедии И. С. Ольшвангера «Его звали Роберт» (1967). В этом фильме Стриженов исполнил роли робота и молодого ученого. Ему было интересно сыграть две разные и сложные роли без грима. По сути, это был первый фантастический фильм в нашем кинематографе, не считая немого кино. На VI МКФ в Триесте (Италия) О. А. Стриженов получил главный приз «Серебряный астероид» за лучшее исполнение главной мужской роли.
В 1956 году О. А. Стриженов был приглашён на роль Афанасия Никитина в первом совместном советско-индийском фильме «Хождение за три моря» (1957, режиссеры В. М. Пронин и Х. А. Аббас; в индийском прокате — «Чужестранец»). Индийский режиссёр и драматург Ходжа Ахмад Аббас рассматривал Стриженова как единственно возможного кандидата на роль и оказался прав. Олег Александрович сыграл Никитина с особой теплотой, душевностью и проникновенностью, показав в нем лучшие качества русского национального характера.
В автобиографической книге «Исповедь», изданной в 1997 году издательством «Алгоритм», Олег Александрович писал: «Я всю жизнь мечтал о свободе! А выбрал самую зависимую профессию в мире! Зависимую от всего, даже от собственного настроения».

Однако его биография опровергает эти утверждения. Олег Александрович никогда не стремился к большому количеству ролей и очень строго выбирал фильмы и режиссёров. Поэтому в течение года он редко снимался более чем в одном фильме, предпочитая иметь дело если не; классической, то с хорошей современной драматургией и с интересным режиссёрским замыслом. Но даже когда сходились все эти условия, он все равно мог отказаться от роли.
Чтобы оценить актёрскую требовательность Олега Александровича, достаточно взглянуть на список ролей, сыгранных им в конце 1950—1960-х годах: Пётр Гринёв («Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1958, режиссёр З. П. Каплуновский), Мечтатель («Белые ночи» Ф. М. Достоевского), Германн («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Павел Бестужев («Северная повесть» К. Г. Паустовского, 1960, режиссёр Е. Н. Андриканис), Лаевский («Дуэль» А. П. Чехова, 1961, режиссёры Т. Н. Березанцева, Л. С. Рудник), Сергей Уточкин («В мёртвой петле», 1962, режиссёры С. М. Цыбульник, Н. С. Ильинский), Пленный офицер («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1963, режиссёр С. И. Самсонов), барон Тузенбах («Три сестры» А. П. Чехова, 1964, режиссёр С. И. Самсонов), П. И. Чайковский «Третья молодость», совместно с Францией, 1965, режиссёр Жан Древиль). В этом далеко не полном списке преобладают герои исторические, герои классического репертуара, интеллигенты, люди долга и чести, люди сложных биографий.
Идеалом жизни в искусстве для Олега Александровича был и остаётся МХАТ, в котором он проработал с 1966 по 1976 год. Здесь он дебютировал в роли Степана Тятина в пьесе М. Горького «Егор Булычев и другие» в сезон 1963/64 года. В характере своего героя Стриженов акцентировал душевную деликатность, цельность натуры, которые были свойственны идеалистам, революционерам-романтикам. Дебют прошёл с большим успехом и был высоко оценён прессой и коллегами. Совместная работа с такими мхатовскими корифеями, как А. К. Тарасова, Б. Н. Ливанов, А. Н. Грибов, В. Я. Станицын, М. М. Яншин, П. В. Массальский, М. И. Прудкин, А. О. Степанова, стала для него высочайшей школой актёрского мастерства, ещё выше подняла планку его профессиональной требовательности к себе.
Олег Александрович считает, что актёр, дорожащий профессией, должен постоянно заботиться и о своей физической подготовке. Многие герои Стриженова фехтуют, плавают, скачут на лошадях, бегают, прыгают, стреляют, а Ривера - боксирует. Вообще, Стриженов всегда обходился без дублёров — а иначе как можно было бы ему сыграть столько мужественных героев: военных, лётчиков, разведчиков.

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в декабре
3.12 —  Арне Ойт
23.12 —  Юлий Ким
Праздники