Рождённые в октябре

Армен Джигарханян
Александр Михайлов
Марина Капуро
Михаил Юрьевич Лермонтов
Марек Вебер
Роза Рымбаева
Радио Победы Программы Включите воображение

Неизвестный художник XVIII века. Портрет Ермака Тимофеевича.

Поясной портрет атамана художник изображает в доспехах и с оружием в руках, что говорит о его готовности в любой момент дать отпор противнику и победить в решающем бою.  Этот исторический портрет возник на основе гравюрных изображений, сохранившихся до 18 века. Карамзин руководствовался одним из таких изображений, приводя описание внешности Ермака: „Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, волосы темные, кудрявые, глаза светлые".

 

Оскар Кокошка

КОКОШКА, ОСКАР (Kokoschka, Oskar) (1886–1980), австрийский живописец, график, поэт и драматург, родился в Пёхларне 1 марта 1886; в 1904–1909 учился в Художественно-промышленной школе в Вене. До Первой мировой войны жил в основном в Берлине и Вене, бывал в Швейцарии, Париже и Мюнхене. В 1908 принимал участие в деятельности первого Берлинского Сецессиона. Во время войны был на фронте. В 1920–1924 Кокошка преподавал в Академии художеств в Дрездене. Затем много путешествовал по Европе и Ближнему Востоку, периодически жил в Париже, Вене, Праге и Лондоне. Умер Кокошка в Монтрё (Швейцария) 22 февраля 1980.

 

Осмёркин Александр Александрович

 

Александр Александрович Осмёркин родился в Елисаветграде (сейчас — Кировоград) 8 декабря 1892 года в семье служащего почтово-телеграфной конторы. Первым наставником юного Александра стал художник-передвижник Ф. Козачинский, преподававший в рисовальных классах при Елисаветградском земском реальном училище.
 

Пастернак Леонид Осипович

Леонид Осипович  родился 3 апреля 1862г. в Одессе, отец поэта Бориса Пастернака. Русский живописец и график.

В семье было шестеро детей. Уже в раннем детстве Леонид проявил любовь к рисованию, но родители настояли на более «земной» профессии. В 1881 году он поступил в Московский университет на медицинский факультет, а через два года перевёлся на юридический факультет в университет Одессы и там учился до 1885 года. Занятий живописью во время своего студенчества он не прекратил – брал уроки в московской школе-студии Е.С. Сорокина, учился мастерству офорта у И.И. Шишкина, а потом прошел по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и уехал в Германию. Эти годы были временем вдохновения и становления мастера.

 

Перов Василий Григорьевич

Василий Григорьевич Перов родился 21 декабря (2 января) 1833 года в Тобольске. Его отец, барон Григорий Карлович Криденер, занимая должность губернского прокурора, был разносторонне образованным человеком, общавшимся с сосланными в Тобольск декабристами. Г.В. Перов был внебрачным сыном Крединера, поэтому, первые годы жизни он носил фамилию своего крестного отца Васильева, а позднее, за свое пристрастие к чистописанию получил фамилию Перов. Спустя год после рождения сына семья Крединеров переехала в Архангельск, а позднее обосновалась в Арзамасском уезде.

 

Петров-Водкин Кузьма

Петров - Водкин Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 5 ноября 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии, в семье сапожника. 
Один из самых оригинальных русских художников XX века. Его произведения вызывали яростную полемику: от презрительных насмешек, в том числе и Репина, до страстных восторженных похвал. Выдающийся живописец, непревзойденный рисовальщик, самобытный теоретик, прирожденный педагог, талантливый литератор, видный общественный деятель. Человек многосторонне одаренный. Художник, единственный в своем роде и типичный сын своего времени, с равным интересом писавший и русские иконы и вождя революции Ленина.

После смерти художника его имя было вычеркнуто из советского искусства. В течение последующей четверти века о Петрове-Водкине, казалось, забыли, картины его почти исчезли из экспозиций музеев. Лишь однажды, в 1947 году в Санкт-Петербурге, была устроена небольшая выставка его рисунков. Однако истинное искусство рано или поздно получает признание и занимает свое место в Пантеоне национальной культуры.

 

Пикассо Пабло

Avion_krasavecc«Авиньонские девицы»

Пикассо сломал стереотипы и создал абсолютно новое течение искусства - кубизм.
«Смерть хорошему вкусу!» – провозгласил Пикассо и представил публике своих "Авиньонских девиц".
Художник работал над картиной больше года - долго и тщательно, как не работал до этого над другими своими произведениями. Первая реакция искушенной, разбирающейся публики и даже парижских художников был шок.  Деформированные, грубые фигуры без элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объемов. Первоначальное название картины — «Философский бордель» и это понятно, так как на полотне изображено пять обнажённых женщин, в эротичных и раскрытых позах. Именно они стали метафорой авангардного искусства и сломали обывательское, и не только, представление о живописи, о красоте, о женщине.
По одной из версий, «сюжет» картины навеян борделем в барселонском квартале Калле д’Авиньон. Женщины написаны в розово-охристых тонах, фон в голубых тонах, прослеживается влияние «розовых» и «голубых» периодов творчества Пикассо.
 

Пименов Юрий

Юрий ПименовСоветский живописец и график, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Родился в Москве 26 ноября (по новому стилю) 1903 года в семье юриста. В 1920—1925 годах Пименов учился во ВХУТЕМАСе у Владимира Фаворского. По окончании учёбы в 1925 году стал одним из учредителей Общества станковистов. Испытал большое влияние немецкого экспрессионизма. Затем перешёл к обновлённому импрессионизму, исповедуя творческий принцип «прекрасного мгновения», лёгкого и артистичного образа-впечатления. Умер в Москве 6 сентября 1977 года.

 

Пиросмани Нико

Пиросмани родился предположительно в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.
 

Пластов Аркадий Александрович

А. А. Пластов родился 19 (31) января 1893 года в селе Прислониха (ныне Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был иконописцем.

Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение.

 

Поленов Василий Дмитриевич

 

Василий Поленов родился в многодетной, культурной дворянской семье 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге.
Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Дядя художника, М. В. Поленов (1823—1882), был сенатором.
Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н. А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г. Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».
 
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в октябре
13.10 —  Ив Монтан
18.10 —  Чак Берри
24.10 —  Инна Гофф
25.10 —  Жорж Бизе
Праздники