Рождённые в марте

Евгений Баратынский
Юрий Олеша
Александр Морозов
Иоганн Себастьян ​Бах
Клавдия Новикова

Радио Победы Программы Включите воображение Климт Густав

Климт Густав

____Густав Климт – один из самых изысканных художников эпохи модерна. В начале XX века его откровенно эротические картины шокировали рафинированную венскую публику. Одни считали Климта гением, другие — «извращённым декадентом». Но время расставило всё по своим местам…

Уже седьмой год Итальянская республика выпускает монеты серии «Искусство Европы». В 2003 году в Италии выпущена памятная золотая монета достоинством в 50 евро. На аверсе монеты изображён фрагмент картины австрийского художника Густава Климта «Три возраста женщины».

Эта великолепная, наполненная смыслами, одновременно и упоительно радостная, и упоительно печальная картина написана художником в 1905 году.

На примере трансформации и изменения женского тела Густав Климт пытается показать течение времени. Он сожалеет о скоротечности жизни, об эфемерности и мимолетности женской красоты. Карл Шорски называет Климта "психологическим художником женщин" и "радостным первооткрывателем Эроса". "Климт был эротичным - не между прочим, а в такой интенсивности, что эротическое кажется исключающим все остальное. Все, что он воспринимает, он видит сквозь эту перспективу". Девочка прижимается к груди матери. Их обнаженные тела полны жизни и свежести, они резко контрастируют с образом старухи, с желтым высохшим телом и отвратительными изъянами. Ее лицо, в отличие от женщины и ребенка, отвернуто от зрителя. Поэтому Климт "оставляет" этот возраст и старается воспеть красоту цветущей женщины. Он использует для этого всю гамму золотого цвета. Противопоставление молодости и старости приобретает символический смысл: первая фаза жизни несёт с собой бесконечные возможности и метаморфозы, последняя — неизменное постоянство и конфликт с реальностью. Если всему на земле суждено исчезнуть без следа, то женщина, способна порождать, воспроизводить жизнь - и этот взгляд отражает суть женской природы в картине «Три возраста женщины». Полотно символизирует круговорот жизни, являющийся одним из центральных мотивов творчества Климта.

«Три возраста женщины» находится в Риме, в Национальной галерее современного искусства.

«Поцелуй»

слушать: Embed Embed this video on your site

_Густав Климт неординарный и скандальный художник своей эпохи, воспевавший женщину во всех ее ипостасях. Картины мастера отличает глубокий эротизм, ведь, как известно, Густав Климт был любвеобилен, возможно именно этот опыт и мог позволить художнику с такой откровенной ясностью говорить и заявлять о женщине, как о вершине созданного Вселенной. Несмотря на свои многочисленные увлечения, роман с известной художницей-модельером Эмилией Флёге продолжался более 27 лет. Художник признал полное превосходство женщины над мужчиной, и в своей работе «Поцелуй» он показал примирение до того враждовавших мужского и женского начал. Климт изобразил не возвышенную, а плотскую женскую красоту, способную обольстить мужчину, завлечь его в свои сети объятиями.

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости. Прямоугольники на одеянии мужчины отражают фаллические символы, а спирали, крути и овалы, запечатленные на одеянии его возлюбленной, являются художественными знаками женских гениталий. Интерес художника к архаической символике связан с влиянием Зигмунда Фрейда, который открыл современникам, что бессознательное говорит с человеком на языке символов. Климт не просто отдал дань фрейдизму, но сумел с завораживающей пластической убедительностью воплотить в прихотливых орнаментах «Поцелуя» идею соединения строгой мужественности с нежной женственностью.

Художник выбирает для картины свой любимый квадратный формат, игнорируя при этом глубину пространства и горизонт. Тем самым он выводит сцену за пределы реальности и придает самому "акту" поцелуя вселенский масштаб, запечатлев мгновение длинною в вечность… Своим целомудрием и искренностью картина сразу же завоевала сердца взыскательной венской публики.

Ею были покорены и те, кто прежде упрекал австрийского художника Густава Климта в «болезненном эротизме» и «манерности».

Картина находится в Вену в Австрийской галереи.

«Маковое поле»

слушать: Embed Embed this video on your site

MakovoeЯркие огненно красные маки, разбросанные по полю в естественном беспорядке на небывалой красоты цветочной поляне... - включили воображение? Эта пейзажная зарисовка принадлежит кисти австрийского живописца, одного из самых изысканных художников и создателя стиля модерн Густава Климта.

Цветущий Мак – мифопоэтический образ – символ неувядаемой молодости и женского очарования. Мак издавна считается цветком сна и забвения. Яркий красный цвет мака действует ослепляющее, а запах его цветов кружит голову. Существует поверье, что нельзя ходить на поля мака, потому что его цветы высасывают кровь, усыпляют.

Маковое поле Густава Климта похоже на яркий гобелен, в который художник вносит ощущение ритма, создавая повторяющийся узор, группируя вертикальные, горизонтальные линии и цветовые пятна. Разнообразные мозаичные кусочки заполняют картину и уничтожают свободное пространство. То, что в его пейзажах нет даже намека на присутствие людей, помогает нам понять, что Климт действительно воспринимал ландшафты как живые существа. Попробуйте на поле маков отделить яркие цветы от яблок, пылающих на ветках. Окунитесь в «маковое поле» Густава Климта, и Вы ощутите покой и радость, у Вас появится ощущение, что время прекратило свой бег.

Климт в «Комментарии на несуществующий автопортрет» написал: «Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины».

Рассматривайте и наслаждайтесь «маковым полем», получайте истинное удовольствие от бесконечной красоты цветущей земли и радости, которую передал нам великий мастер.

Место нахождения - Вена Галерея австрийского искусства.

 

«Портрет АдЕли Блох-Бауэр»


Композиция полотна делится на две вертикальные части: справа изображена молодая особа, левая часть почти пуста и содержит лишь намек на интерьер. Нижнюю треть полотна заполняет подол её платья.  Золотой фон вытесняет эскизно обозначенное пространство на задний план, делая изображение плоским. А вот женская фигура прописана трехмерно. При детальном рассмотрении можно заметить, что  изящная женская фигурка  сидит в кресле. Его можно обнаружить только благодаря рисунку из спиралей.

Изображение головы кажется обрезанным вверху. Чёрные, убранные наверх волосы и непропорционально большой красный рот контрастируют с очень бледной, почти бело-голубой кожей модели. Женщина держит руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Афина Паллада»

Эта картина открыла целую серию «суперженщин», безраздельно властвующих над мужчиной. В ее руках не просто воинские принадлежности, а символы, выражающие царскую власть – скипетр и шар державы, на котором изображена женская обнаженная фигура, своим видом как бы бросающая вызов всему обществу, и в первую очередь – мужскому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Портрет Фрицы Ридлер»

На картине  изображена женщина в пышном, богатом светло-сером платье, цвет кожи модели практически не отличается от цвета ее одежды. Голова модели находится на уровне орнаментального окошка, который создает визуально необычный головной убор или украшение в волосах. Только самые внимательные обнаружат, что сексуальная символика – «павлиньи глаза», образуют кресло, на котором восседает героиня. А с трансформацией этого предмета в орнамент, исчезает его глубина и форма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Танцовщица»

Картина напоминает мозаИчное полотно. Сюжет изобИлует невероятным количеством цветов, они на переднем плане в вазе, на халате танцовщицы, на заднем плане, выступая в роли  фона, подчеркивая бледную, почти голубую кожу героини. Халат свободно струится на ее теле,  слегка открывая белоснежную грудь. Легкая, загадочная  улыбка на лице придает облику  безмятежность и чувство внутреннего спокойствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Юдифь и Олоферн»

Художник изображает иудейскую героиню из  библейского сюжета. Благочестивая вдова Юдифь, решается на жертвенный поступок, чтобы спасти от ассирийцев родной город,  хладнокровно убивая противника. Она властно бросает взгляд на зрителя, всем своим видом показывая, кто здесь сильнее. В руке  она держит голову воина; в ее глазах и приоткрытых губах явно читается осознание своей силы над мужским началом. Оружие климтовской Юдифи более мощное, «эффективное», и изощренное; обычный меч – ничто, по сравнению с  женскими чарами, которые способны испепелить любого противника. При всей «жестокости» сюжета, зритель не ощущает чувства отвращения или страха от вида усеченной головы, наоборот, жест Юдифи выглядит наполовину «ласкающим».

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в марте
Праздники