Рождённые в декабре

Фёдор Тютчев
Анатолий Александрович
Рашид Бейбутов
Александр Ворошило
Виталий Копылов
Ламара Чкония
Радио Победы Культурное наследие. Тюмень. Успенская церковь Успенская, Ильинская и женский монастырь в Тюмени

Успенская, Ильинская и женский монастырь в Тюмени

Сегодня их - одиннадцать, было - пятнадцать, но сказать хочу только о двух - Ильинской и Успенской. Поводом к написанию статьи послужила неизвестно когда появившаяся в нашей краеведческой среде и в очередной раз повторённая в СМИ ошибка, что при Ильинской церкви, которая ныне располагается в Тюмени по ул. 25-го Октября (бывшей Ильинской) № 29 некогда действовал женский монастырь.

Монастырей в Тюмени было два - Спасо-Преображенский (позднее - Троицкий) мужской и Ильинский женский. Если о мужском известно многое, то о женском  - почти ничего. Мы не знаем даже в каком точно году он был основан. В литературе называется дата - “около 1601 г.”[1]. Девичий монастырь находился на берегу реки Туры, “юго-восточнее острога”. Одно из самых ранних известий о нём относится к 1623 г. и связано оно с именем игуменьи Капитолины, которую обвинили в нарушении монашеского обета. На основании этого факта Г.Ф. Миллер сделал предположение, что “если не своим основанием, то, во всяком случае, своим окончательным устройством” монастырь обязан первому сибирскому архиепископу Киприану, который прибыл на вновьобразованную тобольскую кафедру в 1621 г.[2] Н.А. Абрамов совершенно без всяких сомнений утверждал, что девичий Ильинский монастырь был основан “по благословению сего архипастыря”[3] (т.е. Киприана).

Начало XVII века - время в России смутное, неспокойное. Киприан отправлялся в Сибирь “для христианского просвещения, для нравственного очищения сибирской паствы, он должен был научить сибиряков жить по заповедям Божиим”. Патриарх Филарет, провожая архипастыря, наказывал ему заботиться о чистоте веры “завоевателей и пришельцев”. Но задача эта была Киприану непосильна: слишком уж далёким от христианской чистоты был образ жизни первых сибиряков. До приезда архиерея “монастыри вели жизнь соблазнительную”, монахи и монахини жили вместе в одном монастыре, а поэтому там “царил полнейший разврат: монахини развратничали и с монахами и с мирскими людьми. Многие (...) снимали с себя чернецкое платье и жили в одних домах с мирскими людьми и в своей жизни ничем не разнились от этих последних”[4]. Таковы были нравы.

Во времена Киприана, в первой четверти XVII в., в тюменской Ильинской обители (позднее, в разные годы монастырь назывался и Алексеевским и Успенским) уже действовал  одноимённый храм. Был он деревянным, как и все постройки в тогдашней Тюмени, а поэтому неоднократно горел. Сохранились известия о крупных пожарах 1687, 1695, 1705 гг. Пожар 1695 г. был особенно страшным. В огне погиб почти весь посад: митрополичий Софийскиий двор, девичий монастырь с двумя церквами[5], Спасская, Троицкая, Архангельская церкви, 24 лавки на торговой площади, таможенная изба, кружечный двор, богадельня, 80 оброчных лавок и 604 двора на посаде.

Итак, в конце XVII века в женском монастыре было уже две церкви, которые после пожаров отстраивались вновь. Первая – Ильинская с приделом в честь иконы Владимирской Богоматери, а вторая – во имя Параскевы Пятницы[6]. На рукояти напрестольного креста, хранившегося некогда в Ильинской церкви имелась надпись: «Построен сей святой животворящий крест Господень на Тюмени в церковь Пресвятыя Богородицы Владимирския и святого славного пророка Илии при державе Великого Государя царя и Великого князя Алексея Михайловича и по благословению Преосвященнейшего Корнилия митрополита Сибирского и Тобольского лета 7182[7] апреля 6 день». В Пятницкой церкви находилась почитавшаяся в Тюмени икона Параскевы. В престольный «праздник  мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы» (28 октября / 10 ноября) и в девятую пятницу по Пасхе в церковной ограде и около неё продавались различные произведения монахинь, а “по преимуществу огородные овощи...”[8]. После секуляризационной реформы Екатерины II 1764 года монастырь был закрыт. С упразднением женской обители торговлю эту перенесли “сначала на общий рынок около собора[9], а потом на (новую) хлебную площадь, около единоверческой церкви, где и производится доныне”.[10] То, что тюменские монахини занимались рукоделием подтверждают в частности документы Троицкого монастыря. В книге «приходо-расходных денежных сумм на хозяйственые нужды монастыря» за 1766 год записано, что «игуменье Иулитте за шитьё одежды в Успенской церкви в олтаре на жертвенник и диаконского ораря, двух поручей» заплачен один рубль».[11] После закрытия женского монастыря, принадлежавшие ему Андреевский сенокосный луг и находившийся при нём песок для рыбной ловли на речке Язёвке в 1779 г. повелением губернатора Д.И. Гагарина были отданы во владение тюменского мужского монастыря[12].

Издревле, с начала XVII века, в девятое Воскресение после Пасхи в Тюмени отмечался праздник под названием «Ключ». Крестный ход организовывался в девичьем монастыре и с иконами и хоругвями шёл к источнику за Архангельской церковью. Сибирский митрополит Филофей Лещинский, живший в тюменском Троицком монастыре на покое[13], приехав однажды на Ключ в разгар веселья и увидев, как народ предаётся пьянству, «бесчинствам и соблазнам», запретил это «непристойное сборище», а сам источник приказал засыпать землёй. После смерти святителя празднование возобновилось. Около 40 лет ежегодно иконы, как и прежде, носили туда из храмов женского монастыря, а позднее, после его упразднения - из Михаилоархангельской церкви.[14]

И ещё один интересный факт из жизни тюменской девичьей обители. C 1739 г. там жила княжна Елена Алексеевна Долгорукая, младшая сестра опальной невесты Петра II Екатерины. В декабре 1740 г., уже после смерти императрицы Анны Иоанновны, Елену насильно постригли в монахини. А в самом конце 1741-го, по указу Елизаветы Петровны освободили из тюменского заточения и разрешили вернуться из ссылки.[15]

Ильинскую церковь, по всей вероятности, после очередного пожара, который случился в Тюмени в июне 1766 г., отстраивать на территории монастыря не стали.[16] В документах начала 70-х гг. XVIII в. она упоминается уже как приходская[17] и возобновлённая не в монастыре, а в полуверсте от него вниз по течению реки Туры[18].

В монастыре с 1765 г. строилась другая церковь - каменная Успенская церковь с двумя приделами: первый во имя святого апостола Иоанна Богослова, а второй - во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Успенская церковь - первая из шести храмов трапезного типа, построенных в Тюмени во второй половине XVIII в. в стиле барокко. Заложили церковь при игуменье Иулитте, по благословению (грамота от 31.05.65) митрополита Тобольского и Сибирского Павла II Конюшкевича (1757-1768 гг.), а строили на средства “разных благотворителей”[19]. Имён этих благотворителей в документах пока найти не удалось. Известно лишь, что постройка церкви стоила примерно 70 тысяч рублей ассигнациями или 20 тысяч рублей серебром[20]. Освящение придела во имя Алексия Московского состоялось по грамоте от 18 ноября 1769 г. Примерно в то же время местная[21] икона Параскевы Пятницы из деревянной церкви была перенесена в иконостас тёплого Иоанно-Богословского придела Успенской церкви. Некоторые источники называют эту икону чудотворной[22]. Приходская Успенская церковь стала преемницей и наследницей монастыря. Оформление иконостаса Успенской церкви продолжалось и через полтора десятка лет после освящения придела.  В 1793 г. в работе над иконостасом участвовал крестьянин Усть-Ницынской волости С.И. Монастырёв.[23] Колокольню храма воздвигали долго и закончили строить только через полвека, в 1820 году[24]. Прошло всего три десятилетия и к середине XIX в. церковь сильно обветшала.

Описи имущества того времени информируют нас о том, что все три иконостаса в церкви - “простой работы, ветхие”, “одни царские врата в буквальном смысле висели на мочалках”, полы некрашены, крыши деревянные, старые, церковная ограда - простой деревянный заплот. Бедность церкви и прихода были настолько велики, что несколько лет у неё не было священника, и храм стоял запертым. Даже предполагалось приход уничтожить, а церковь отдать единоверцам, т.к. у старообрядцев в то время не было ещё своего храма[25]. В 1858 г. со слов архимандрита Троицкого монастыря Владимира Н.А. Абрамов написал: “Почти все церкви в Тюмени отличаются красивой архитектурой и внутренним благолепием: (…) по архитектуре и благолепию уступает прочим Успенская. Но есть уже приклады серебро-золочёных риз на местные иконы и надежда на будущее украшение церкви от боголюбивого полковника Дмитрия Михайловича Серебрякова.

Успенскую церковь старообрядцам не отдали. Деньги на её ремонт нашлись, их дал почётный гражданин, тюменский купец второй гильдии Семён Михайлович Трусов. На его средства были устроены и позолочены три новых иконостаса, заново написаны все иконы, изготовлены для них серебряные оклады, иконостас в “холодном” приделе украшен резьбой и “вызолочен лучшим ординарным золотом”. В “тёплой церкви” иконостасы “белые с голубой разделкой под мрамор”. “Стены внутри отделаны под лак, полы все новые и выкрашены жёлтой краской”. Крыши покрыты железом и выкрашены.  В 1862 г., в год 1000-летия России, ремонт был закончен и церковь “стала наряду с лучшими”. Годом раньше, в 1861 г, в ограде Успенской церкви с юго-восточной стороны начали разводить сад.[26]

В 1864 г. с натуры начертили план и фасад церкви[27]. Видимо это он и хранится в фондах Тюменского областного краеведческого музея (ТОКМ). Документ редчайший, потому что изображений Успенской церкви практически не сохранилось. Имеется лишь пара снимков второй половины XIX в., где её видно на дальнем плане. И всё.  

В 1907 г. в церкви произвели интерьерный и фасадный ремонт. Не такой крупный, как реконструкция С.М. Трусова, но всё же: стены оштукатурили, покрыли внутри  масляной краской, а снаружи побелили[28].

Церковь снесли 4-5 июня 1932 г., за три дня до взрыва Благовещенского собора - первого каменного здания Тюмени, одного из старейших и  красивейших соборов Сибири[29]. Не знаю, может быть, это - легенда, но когда-то замечательный тюменский литературовед Л.Г. Беспалова со слов старожилов рассказала мне, что когда Успенскую церковь взрывали, она сначала высоко поднялась над землёй, а потом рухнула и рассыпалась. Жутковатое зрелище! В настоящее время на её месте стоят два двухэтажных деревянных дома барачного типа (угол улиц Кирова и Хохрякова). В Государственном архиве Тюменской области (ГАТО) имеется подробное описание убранства Успенской церкви. Возможно, когда-нибудь эти документы помогут тем, кто задумает снести бараки и восстановить храм Успения Богородицы в Тюмени.

Итак, кое-что из истории женского монастыря в Тюмени мы выяснили, по крайней мере, его местоположение. А что же с Ильинской церковью? Какое отношение имеет к девичьей обители ныне существующее здание по ул. 25-го Октября? Отвечаю: “Никакого”. Повторю ещё раз, что в документах начала 1770-х гг. она упоминается уже как приходская[30] и возобновлённая не в монастыре[31], а в полуверсте от него вниз по течению реки Туры (бывшее “ильинское предместье”, потом - улица Ильинская). На это указывает и доношение тюменских жителей, поселившихся “за городом, в новой слободе” епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму, датированное 1769 г. В связи с тем, что у них “поблизости церквей не имееца”, они просили разрешения “построить между их поселением... на месте убогова дому новую деревянную церковь”. 7 июня 1771 г. церковь Ильи Пророка была “обложена”, а в мае 1773 г. “закончена строением по добию протчих и награждена оставшимися после пожара Ильинской церкви утварью и колоколами”[32]. 20 июня 1773 г. Варлаам разрешил настоятелю тюменского Троицкого монастыря Софронию освятить новую церковь и по “освящении велеть в ней священнодействие отправлять”. 30 июня освящение состоялось. Храм получил важное градостроительное местоположение. Ильинская церковь оказалась на повороте русла реки, замыкая тем самым всю поречную перспективу. Храм стал просматриваем вдоль всего водного пути, являясь важной доминантой восточной части города[33]. На роду новой церкви было написано 55 лет.

Но уже через три десятка лет, в 1803-м, рядом с деревянной Ильинской церковью заложили новую, каменную, в честь Покрова Богородицы. На плане г. Тюмени начала XIX в.[34], под номером 11 значатся “Церковь пророка Ильи и при ней вновьстроящаяся каменная церковь и богадельна”. Оба храма на плане изображены рядом. Деревянная церковь пророка Ильи не была снесена и после завершения строительства каменной Покровской церкви. Более того, приход с двумя церквами долгое время сохранял наименование Ильинского. В предписаниях Тюменского правления за 1829 г. имеется такая фраза “ ... в Покровском приходе, который доселе назывался Ильинским”.[35]

В указе Тобольской духовной консистории от 12 октября 1828 г. написано: “... изъясняя рапорт градо-Ильинской церкви священно-церковно-служителей и старосты о том, что деревянная во имя пророка Ильи церковь, освящения 1773 г., июля, обветшала, в которой служить опасно, поелику в ней пол, потолок и крыша ветхие, но даже сами стены во многих местах согнили, в мнении своём заключило: (...) (т.к.)  церковь самим правлением  признаётся опасною, для продолжения в ней служения велеть ильинским священно-церковно-служителям вместе с церковным старостой: 1) Св. Антиминс немедленно представить в правление, 2) из церкви Ильи  св. иконы вынесть в анбар, под колокольну, 3) церковь разобрать и лес оный употребить на печение просфор или на отопку существующей в Ильинском приходе каменной Покровской церкви  4) по разобрании оной Ильинской церкви выстроить из того же лесу на месте, где стоял святой престол, часовню (27 октября 1828 г.)».[36]

Итак, деревянный храм Ильи-пророка разобрали, но каменная церковь Покрова Богородицы построенная в 1803-1811 гг. “непрочно, с повреждением”, недолго оставалась “в одиночестве”. Указ от 29 апреля 1833 г., из Тюменского духовного правления в тюменскую Покровскую церковь священно-церковно-служителям и старосте мещанину Василию Шапошникову гласил: “Тюменское духовное правление по слушании сообщения тюменского общаго Окружного Управления, в котором написано: Его Высоко-Родие, господин исправляющий должность Тобольского гражданского Губернатора в предписании к тюменскому Окружному Начальнику Жилину от 31 прошедшего марта изъяснить изволил, что Его Высокопреосвященство, Афанасий, Архиепископ Тобольский, дозволив строить по сочинённому губернским архитектором  Трофимовым плану, здесь в Тюмени, вместо ветхой каменной церкви, вновь такой же во имя Пророка Илии, с приделом Покрова Пресвятой Богородицы, просил его распоряжения о поручении, кому следует за правильною постройкою (...) по данному плану и фасаду иметь надзор, почему Его высокородие поручил (...) иметь неослабный надзор Ему, господину Окружному начальнику Жилину”.[37] 3 июля 1833 г. рядом с Покровским заложили другой каменный храм. Строительство новой церкви осуществлялось по плану и фасаду, выданному епархиальным начальством, одобренному и утверждённому строительным отделом Тобольского губернского управления. Престолов в новом храме было два: главный - летний - во имя пророка Ильи, а для зимнего богослужения в приделе – в честь Покрова Богородицы. В 1836 г. холодная Ильинская церковь была построена только до половины, а строительство тёплого Покровского придела уже завершилось и 20 мая 1836 г. он был освящён. Через год закончили строить “связанную с храмом колокольню”. Летний, главный храм достроили в том же 1837 г.[38], но он тогда ещё не был оштукатурен и не покрыт железом. Освящение его затянулось на полтора десятилетия, потому что не было средств для устройства иконостаса. Документы 1844 г. так описывают церковь: “Крыши, купола и алтарь покрыты железом, а трапезная - тёсом. Глава и крест железные, выкрашены зелёной краскою. В холодной церкви - девять окон со стеклянными окончинами, в каждом по одному, и железными решётками. В тёплой церкви - шесть окон со стеклянными окончинами, в каждом по два, и железные решётками. Четыре двери деревянные выкрашены зелёною краскою и внутри церкви - две двери со стеклянными створками столярной работы, выкрашены красною краскою, а створки - голубою. Пол деревянный.(...) Колокольня каменная двухъярусная, покрыта тёсом, глава на ней - железом, крест деревянный, обит белым железом под камень.”[39] Описи имущества отмечают недостаток и скудость утвари.[40] Освятили храм только в 1852 г. По улице и переулку церковь была окружена каменной, а с двух других сторон деревянной оградой[41].  26 июня 1864 года церковный староста Ильинской церкви купец Алексей Григорьевич Глазков направил архиепископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму II (Успенскому) прошение с просьбой заменить деревянную ограду каменной.

В 1885-1886 гг. с северной стороны Покровской церкви появился новый придел, который получил название прежнего - Покрова Богородицы, а “старый” придел был объединён с основным храмом вновь пробитой аркой. 5 июля 1886 г. по благословению епископа Тобольского и Сибирского Василия (Левитова) состоялось освящение нового Покровского придела, построенного на средства прихожан и коммерции советника Ивана Ивановича Игнатова[42]. Из-за трещин, образовавшихся в 1894 г. в северной стене около придела и снаружи в своде арки, отделяющей алтарь от храма с апреля 1894 по 1895 гг. и в 1897 г. в храме произвели капитальный ремонт по проекту епархиального архитектора Богдана Цинке и тюменского городского архитектора А. Пермякова. Проект был утверждён епархиальным начальством и Тобольским губернским управлением 1 ноября 1893 г. На ремонт было “разрешено употребить 8 тысяч рублей из свободных церковных сумм”.  К ноябрю 1895 г. в облике храма произошли изменения: был “возвышен” главный купол и перестроен в русско-византийском стиле, а также верхняя, ныне не сохранившаяся часть колокольни. Звонница тогда имела шесть колоколов, самый тяжёлый из них весил 38 пудов 10 фунтов, а самый маленький - 36 фунтов. Внутри храм расписали “красками под лак”, украсили стенной живописью и устроили “иконостас изящной работы”. Впоследствии под иконостас ввиду его тяжеловесности, для большей устойчивости подвели мраморный фундамент. Пол был “цементовый, а под ним был установлен колорифер”. Кровлю храма  выкрасили “на масле зелёным малахитом”, а главу и крест вызолотили червонным листовым золотом[43]. 12 ноября 1895 г. епископ Тобольский и Сибирский Агафангел освятил обновлённый храм. Вместо Покровского он стал именоваться Пророко-Ильинским, согласно первоначальному названию (Указ Тобольской духовной консистории от 10.11.1895. за №10421)[44].

В ходе этого ремонта состоялась электрификация Ильинской церкви. Мощные по тому времени электрические лампочки освещали не только внутренние помещения церкви, но и купол, колокольню и фронтон. Как свидетельствовали Тобольские епархиальные ведомости 12 ноября и 15 декабря 1895 г.  такое «чудо» стало возможным благодаря купцу И.И. Игнатову.[45]

В 1891 г. при церкви открылась приходская школа, размещалась она в церковном доме. Заведовал учебным заведением уездный наблюдатель священник И. Сургутсков, а учительницей работала выпускница курсов епархиального женского училища П. Седакова. В 1901 г. в школе училось 45 мальчиков[46]. В 1913 г. в приходе Ильинской церкви имелись также: деревянная часовня в деревне Букиной, построенная тюменским купцом Ив. Войновым  в память Священного Коронования императора Александра III, во имя святых апостолов Петра и Павла и деревянный молитвенный дом в д. Зайковой, перестроенный из часовни во имя св. вмч. Георгия Победоносца.

В 1809 г. приходе крестились и венчались крестьяне г. Тюмени, проживавшие в Вознесенском, Знаменском, Воскресенском, Архангельском приходах, а также из деревень Зайковой, Букиной, Гилёвой, Богандинской, Мальцевой[47]. В 1913 г. к Ильинскому приходу были приписаны деревни: Войновка (5 вёрст), Гилёва (6 вёрст), Зайкова (7 вёрст), Быкова (8 вёрст), - всего 433 двора, 1013 мужчин и 1062женщины.

Церковный капитал в 1913 г. составлял 4762 руб. 62 коп. В штате церкви было два священника, диакон и два псаломщика (Грифцев Иоанн Гаврилович, священник Ильинской церкви, окончил Духовную семинарию; диакон с 1888 г., священник с 1891 г., настоятель с 1905 г.[48]; Пашигорев Фёдор Алексеевич, псаломщик Ильинской церкви, домашнее образование, псаломщик с 1908 г.[49]; Сургутсков Иоанн Иоаннович, священник Ильинской церкви, окончил Духовную семинарию, священник с 1882 г., настоятель с 1899 г.)[50]. В Ильинском приходе находились школы: Ильинская цпш (с 1891 г.), министерская при сиропитательном заведении (с 1909 г.), Пристанская (с 1909 г.) Потаскуйская вторая женская (с 1909 г.), Потаскуйская первая женская (с 1889 г.), Потаскуйская мужская (с 1898 г.), Успенская женская (с 1889 г.), Знаменская мужская с (1786 г.), Букинская сельская школа (с 1881 г.), Тюменская школа ремесленная, учреждена в 1881 г.[51]

 

В 20-х гг. прошлого века созидательная история для Ильинского, для Успенского, да и для многих других храмов была варварски прервана.

В 1922 г. “на нужды голодающих из Покрово-Ильинской церкви” было изъято:

Золота                                       - 2 золотника 46 доли

Жемчуга на картоне                - 1 зол. 84 дол.

Разной серебряной утвари     - 6 пуд. 48 зол.

Итого                                        - 6 пуд. 52 зол. 34 зол.[52]

В 1927 г. была составлена опись имущества храма[53] (см. приложение). Специальная комиссия при горсовете рекомендовала отдать церковь “под школу или клуб”. Приход закрыли, имущество конфисковали. 26 января 1930 г. было принято решение передать здание Ильинской церкви горкомхозу “под культцели”[54], а 29 января 1930 г. вновь организовавшаяся религиозная община обновленцев подала в тюменский горсовет ходатайство о передаче в её пользование здания Ильинской или Успенской церквей, изъятых из пользования религиозных общин. Президиум горсовета постановил вопрос оставить открытым[55]. Через две недели, 11 февраля 1930 г. тот же президиум рассматривал заявление гр. Денковой Т. “от имени группы верующих (не существующей) о предоставлении в пользование последней здания Ильинской церкви. Постановили: отказать.”[56]

В конце 1920-х гг., как свидетельствуют планы Тюменского центра технической инвентаризации, в здании церкви были устроены три квартиры (одна – в притворе, другая – в приделе Покрова, третья – в главном храме). На момент первой советской инвентаризации 1928 г. на территории Ильинской церкви, ограниченной со стороны улицы кирпичным забором, кроме собственно храмового здания находились ещё бревенчатые одноэтажные службы, дощатые службы, деревянный навес, ворота и огромный сад в сторону реки. Никаких каменных построек кроме самой церкви на территории не существовало. В 1930-м г. храм использовали под парусную мастерскую тюменской судоверфи. В то время церковь ещё не утратила ни купола, ни колокольни, хотя состояние третьего яруса названо в описании неудовлетворительным.  В начале 1930-х разобрали верхние ярусы колокольни, сняли кресты. В 1935 г. горкомхоз передал здание ломбарду на основании договора № 69 от 19.02.1935 г., а с 1942 г. на протяжении почти шести десятилетий там располагался водочный завод (акт №105, от 22.07.1942 г.). В 1950 г. на первом этаже здания находились производственные цеха, кухня, кладовая, на втором - лаборатория, клуб, буфет, на колокольне - деревообрабатывающая мастерская.[57]

 

 

 

Приложение 1.

Основные события из истории Ильинской церкви

 

начало 17 в

основана Ильинская церковь

 

ок. 1601 г.(?)

основан девичий монастырь

 

1623 г.

в Ильинском монастыре действовал  одноимённый храм.

 

1687,1695, 1705 гг,

пожары в монастыре

 

сер. 18 в.

в монастыре построена деревянная церковь Параскевы Пятницы

 

июнь 1766 г.

в пожаре выгорел почти весь город, в т.ч. и церковь пророка Ильи

 

июнь 1771г. - май 1773 г.

деревянная Ильинская церковь построена вновь, но не в монастыре2, а как приходская1, а в полуверсте от него вниз по течению р. Туры (современная улица 25 Октября, бывшая Ильинская улица, бывшее “ильинское предместье”).

 

1803 г

на месте сгоревшей деревянной церкви Ильи Пророка была заложена каменная, с одним престолом во имя Покрова Богородицы, который и дал новое название храму. Возводилась Покровская церковь на средства провиант-комиссара Дмитрия Мечева.

 

1811 г

Покровская церковь была освящена

 

3 июля 1833 г

рядом с Покровским заложили новый каменный храм, прежний  - разобрали.

 

1836г.

завершилось строительство тёплого Покровского придела, и 20 мая 1836 г. он был освящён.

 

1837

закончили строить “связанную с храмом колокольню” и летний, главный Ильинский придел

 

1852 г

освятили  Ильинский придел

 

1885-1886 гг.

с северной стороны на средства коммерции советника Ивана Ивановича Игнатова к церкви пристроен новый Покровский придел, а “старый” объединён с Ильинским вновь пробитой аркой.

 

5 июля 1886 г.

состоялось освящение нового Покровского придела

 

1894 -1895 гг.

в храме производился капитальный ремонт по проекту епархиального архитектора Богдана Цинке при участии тюменского городского архитектора А.Пермякова. К ноябрю 1885 г.  был “возвышен” и перестроен в русско-византийском стиле главный купол, а также верхняя часть колокольни. Звонница имела 6 колоколов, весом от 38 п. 10 ф. до 36 ф.

 

12 ноября 1895 г.

обновлённый храм был освящён епископом Тобольским и Сибирским Агафангелом и вместо Покровского был переименован в Пророко-Ильинский, согласно первоначальному названию

 

(1912)

При храме действовала церковно-приходская школа

 

1922

Изъятие церковных ценностей

 

1929

здание рекомендовано для передачи под школу или клуб

 

1930, январь

Приход закрыт, имущество и другие ценности изъяты. Здание решено передать горкомхозу “для использования под культцели”

 

н.1930-х

разобраны верхние ярусы колокольни, сняты кресты

 

1935

горкомхоз передал здание ломбарду

 

1942

передача здания  водочному заводу

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

* ГАТО, ф.И-105, Опись имущества Тюменской Пророко-Ильинской церкви . 1927 г. , л. 2.

Иконостас деревянный 

1000 р. 

 

Иконы в иконостасе 22 деревянные -

366 р.

 

Иконы в алтаре -2 на цинке,

6 - на дереве

100 р

 

Иконы в средней части храма - 2 на цинке

Никола деревянный

Богоматерь Абалацкая в серебряной ризе

Богоматерь в золочёной ризе 10ф. 37 з.

 

 

 

200 р.

 

В киоте на левой стороне:

Спас, риза посеребрёная, венец серебряный, вызолочен

 

 

А Невский - на цинке

50 р.

 

Св. Серафим и Иоанн, на дереве

30 р.

 

Иконы на главной арке:

Тайной вечери, в серебряной ризе

Рождество Христово, в серебряной ризе

Св. Троицы, в серебряной ризе

 

 

 

150 р.

 

Иконы на колоннах: в серебряных ризах:

у Царских врат - 2

на Царских вратах - 2

 

 

Дарохранительница - 1 серебряная

Сосуд для св. мира

Потир

Дискос

Тарелочка - 1

Ковшички -4

Крест напрестольный серебряный вызолочен

Крест напрестольный серебряный вызолочен

Крест напрестольный серебряный вызолочен

Крест с цепочкой серебряный

 

 

 

 

 

 

20 р

15 р.

10 р

2 р.

 

Евангелие . М, 1852 в серебряном окладе, 25ф. 12 з.

150 р.

 

 

Евангелие. 1883г., в бархатном переплёте

10 р.

 

Евангелие. 1/2 листа. 1890 г., в мет. окладе

9 р.

 

Евангелие. 1/8 л. 1863 г., в барх. переплёте

2р. 50к.

 

Евангелие. 1/8 л. 1899 г., в медн. окладе

2р.

 

Крест на метал. пьедестале накладного серебра

2р.

 

Крест медный

50 к.

 

Венцы брачные медные

 

 

Кадило с цепочкой серебряные 1д. 36 з.

20 р.

 

Кадило с цепочкой серебряные 84 з.

10 р.

 

Семисвечники запрестольные медные высеребренные, 2 шт.

20 р.



[1] Заварихин С.П. Ворота в Сибирь. М., 1981. С.81.

[2] Миллер Г.Ф. История Сибири. - Изд. АН СССР. М. - Л., 1941. Т. 2. С. 70.

[3] Абрамов Н.А. Материалы для христианского просвещения Сибири со  времени покорения её в 1581 году до начала 19 в. //  Н. Абрамов. Город Тюмень. Тюмень, 1998. С.70.

[4] Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт её первых насельников. Харьков, 1889. С. 285.

Миллер Г.Ф. Указ. соч. С. 70.

[5] Справочник и адрес-календарь по Тюмени и Тюменскому уезду. Тюмень, 1913. С. 29.

[6] ГАТО. Ф. И-110. Оп. 1. Д. 6. Л. 9.  Летопись Успенской церкви. 1800-1886 гг.

[7] 1674 г.

[8] ГАТО. Ф. И-110. Оп. 1. Д. 6. Л. 9.

[9] Благовещенского.

[10] ГАТО. Ф. И-110. Оп. 1. Д. 6. Л. 9. Документ датирован 1868 г.

[11] ГАТО. Ф. И-85. Д. 249. Л. 2.

[12] ГАТО. Ф. И-85. Оп. 1. 1779 г. Л.1.

[13] Схимонах Феодор жил в Тюмени в 1711-1715 и 1721-27 гг.

[14] Абрамов. Город Тюмень. С. 414.

[15] Сулоцкий А.И. Соч. в 3-х т. Т. 2. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 2000. С. 714-727.

Вернувшись из Сибири Елена вышла замуж за однофамильца Юрия Юрьевича Долгорукого. В 1764 г. она отправила в Берёзовские церкви несколько богослужебных книг. На Апостоле княгиня написала: “1764 года, сентября 1-го дня, сию книгу дала вкладу в церковь Всемилостиваго Спаса, что в Сибири в Берёзовском остроге, на поминовение своих родителей, преставившихся тамо. Княгиня Елена, князь Алексеева дочь Долгорукова.”

[16] ТФ ГАТО. Ф.156. Оп. 1769 г. Д. 49. Л. 2.

[17] ГАТО. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 3686. Л. 29.

[18] ГАТО. Ф. И-110. Д. 6. Л.л. 2, 10.

Вскоре после постройки Успенской церкви монастырь был закрыт (примерно в 1770-1772 гг.)

[19] ГАТО. Ф. И-110. Оп. 1. Д. 6. Л. 9.

[20] Там же.

[21] местная – особопочитаемая, храмовая - одноимённая церкви икона, из первого - нижнего, “местного” яруса иконостаса.

[22] ГАТО. Ф. И-110. Оп. 1. Д. 6. Л. 9.

[23] Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. Новосибирск, 1989. С. 41.

[24] ГАТО. Ф. И-110. Оп. 1. Д. 6.  Л. 21.

[25] Каменная Троицкая единоверческая церковь на ул. Царской  в Тюмени появилась в 1844-1850 гг.

[26] ГАТО. Ф. И-110. Оп. 1. Д. 6.  Л. 23 об.

[27] ГАТО. Ф. И-109. Оп. 1. 1902 г. Д. 35. Л. 8.

[28] ГАТО. Ф. И-110. Оп. 1. Д. 24. 1913 г. Л. 2.

[29] ТОЦДНИ. Ф. 4012. Оп. 13. Д. 22.

[30] ГАТО. Ф. И-47. Оп. 1. Д. 3686. Л. 29.

[31] ГАТО. Ф.110. Д. 6. Лл. 2, 10.

[32] ТФ ГАТО. Ф. 156. Д. 49. Лл. 3, 5, 17.

[33] характерный признак в русской, в том числе и сибирской архитектуре высотные памятники достаточно часто размещали близко к реке.

[34] План хранится в фондах ТОКМ.

[35] ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 4. Л. 12.

[36] ГАТО. Ф. И-1. Оп.1. Д.4. Л.18-19.

[37] ГАТО. Ф.И-104. Оп.1. Д.4. Л.69-69об.

[38] В XIX в. к Ильинской церкви была приписана кладбищенская Всехсвятская церковь (ныне ул. Свердлова, бывшая Всехсвятская, 29). Построили её на средства титулярного советника Дмитрия Войнова и освятили в 1839 гг., т.е. уже после завершения сооружения Покровского (Ильинского) храма, а не наоборот, как написано в книге “Тюмень архитектурная”. В 1855 г. прихожане купец Григорий Чмутин и Евграф Войнов подарили Всехсвятскому храму медное паникадило с 12 подсвечниками и стеклянными шарами, расположенными в три ряда, весом 2,5 пуда.

[39] ГАТО. Ф. И-104. Оп.1. Д. 5. Л. 1-1об.

[40] ГАТО.  Ф. И-104. Оп. 1. Д. 2. Л. 59.

[41] ГАТО.  Ф. И-105. Д. 14. Лл.1-5.

[42] Игнатов И.И. - купец первой гильдии, крупнейший тюменский судовладелец, дядя М.М. Пришвина.

[43] ГАТО. Ф. И-105. Д. 14. Лл. 1-5.

[44] ГАТО. Ф. И-105. Д. 10.  Л. 1.

[45] Копылов В.Е. Окрик памяти. Кн. 1. Тюмень, 2000. С. 150.

[46] ГАТО. Ф.105. Д.15. Л.2. 1912 г.

[47] ГАТО. Ф. И-104. Оп. 1. Д.2. Метрические книги гор. тюменских церквей. Пророко-Ильинская, за 1809-1842 гг.

[48] Справочная книга Тобольской епархии. Тобольск, 1913. С. 18.

[49] Справочная книга Тобольской епархии. Тобольск, 1913. С. 39.

[50] Справочная книга Тобольской епархии. Тобольск, 1913. С.52.

[51] Справочная книга Тобольской епархии. Тобольск, 1913. С. 164-165.

[52] Религия и церковь в Сибири: Сб. статей и док. материалов. Вып.8.- Тюмень, 1995. С. 164.

[53] ГАТО. Ф. И-105. Опись имущества Тюменской Пророко-Ильинской церкви. 1927 г. Л. 2.

[54] ГАТО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 124. Лл.52, 52 об., 54.

[55] ГАТО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 124. Л. 57.

[56] ГАТО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 124. Л. 64.

[57] Архив ТЦТИ.



 

В.А. Чупин, 2000 год

 

 
Поделиться:

 

Тюменская филармония

 Мой портал


Вы можете выбрать другой город
Рождённые в декабре
3.12 —  Арне Ойт
23.12 —  Юлий Ким
Праздники