Рождённые в апреле

Георгий Абрамов
Лютфияр Муслим оглы Иманов

Иван Козлов
Ирина Шведова
Маргарита Гладунко
Радио Победы Музыка Победы Исполнители Российские Кнушевицкий Виктор Николаевич

Кнушевицкий Виктор Николаевич

Виктор Кнушевицкий родился 19 января 1906 года в Саратовской губернии в семье юриста Николая Николаевича Кнушевицкого, который хорошо играл на скрипке и альте, а с 1918 года преподавал музыку и дирижировал в открывшейся по его инициативе первой в Петровске детской музыкальной школе. Отец и стал первым учителем музыки для своих детей — старшей дочери Нины и двух сыновей — Виктора и Святослава. Мать будущих артистов также прекрасно разбиралась в музыке, пела в местном хоре.

В школе Виктор изучал скрипку и теорию композиции, а в 12 лет приобрёл и практический опыт выступлений — играл в салонных и танцевальных оркестрах в ресторанах и перед сеансами в местном кинотеатре. В 1921 году поступил в Саратовскую консерваторию, затем перевёлся на теоретико-композиторский факультет в Московский музтехникум, где продолжал свою исполнительскую деятельность. Играл в Персимфансе в группе альтов, а также, самостоятельно освоив тенор-саксофон, выступал в джазовых ансамблях в кабаре «Нерыдай» и кинотеатре «Центральный».

В 1928 году В. Кнушевицкий впервые услышал в ресторане «Казино» на Триумфальной площади оркестр «АМА-джаз» под управлением А. Цфасмана и был захвачен как новой для него музыкой, так и высоким профессионализмом ее исполнения. По собственным воспоминаниям Виктора Николаевича:

Мне казалось, что все это недосягаемо для меня, я просто не знал, как это делается, хотя у меня был уже большой опыт в иструментовке. Позднее я услышал оркестр Л. Утесова, и хотя там тоже всё было сделано профессионально, такого потрясения, как в первый раз, я не испытал. Джазом я начал серьезно заниматься с тех пор, как познакомился с И. Дунаевским. Его инструментальную музыку в 30-е годы оркестры исполняли в особым удовольствием и с не меньшим удовольствием ее слушали, хотя чисто оркестровые сочинения тогда не были популярны. Дунаевский не любил сам оркестровать и потому однажды дружески попросил меня написать партитуру его первой оперетты «Женихи» в том стиле, в каком играли тогда джаз-оркестры, например, в стиле того же А. Цфасмана. Так я стал аранжировать для джаза.

С 1927 года В. Кнушевицкий — руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио, в начале 30-х годов — дирижёр Московского цирка, затем — музыкальный руководитель джаза Центрального концертно-эстрадного бюро Государственного объединения музыки, эстрады и цирка. По просьбе руководителя Государственного музыкального издательства М. Гринберга, Кнушевицкий стал составителем и редактором джаз-оркестротеки — сборников оркестровых произведений для джаз-оркестров, рассчитанных на типовой состав джаза. Эти сборники содержали в основном рапсодии на темы национальных мелодий народов СССР.

В 1936 году по рекомендации М. Гринберга Кнушевицкий назначен музыкальным руководителем Государственного джаз-оркестра СССР, где художественным руководителем стал М. Блантер). По мнению А. Н. Баташева, авторитетнейшего историка джазового искусства, создание Госджаза и последующий приток в новый жанр музыкантов-консерваторцев способствовали определенной «симфонизации» советского джаза. По замыслам создателей оркестра, он не должен был продолжать ни опыт чисто эстрадной и танцевальной музыки в джазовом стиле, ни опыт оркестров, ориентированных на массовую песню. Оригинальный жанр, созданный оркестром, был назван симфоджазом. С Госджазом сотрудничают известнейшие в ту пору музыканты: А. Н. Цфасман, И. О. Дунаевский, Ю. С. Милютин, Д. Д. Шостакович, братья Покрасс. В состав оркестра вошли инструменты малого симфонического и джаз-оркестров, новшеством стала большая группа гитар и банджо. С Госджазом поют известнейшие исполнители — Надежда Обухова, Иван Козловский, Георгий Виноградов. Первое выступление Госджаза состоялось в 1938 году в Колонном зале Дома Союзов во время первой декады советской музыки. Газета «Известия», выражая официальную реакцию на это событие, писала: «Ещё несколько лет тому назад советский джаз буквально с боем завоевывал себе права гражданства и признание. В том, что советский джаз представляет собой в настоящее время подлинно художественное явление, мы могли воочию убедиться на вчерашнем выступлении». Принимал оркестр участие также и в праздновании Нового 1939 года в Георгиевском зале Московского Кремля.

В 1940 году Кнушевицкий покидает Госджаз, руководителем которого становится А. В. Варламов. Во время Великой Отечественной войны Виктор Николаевич руководил оркестром в Первой ударной армии, а затем на Северо-Западном фронте. В 1945 — 1952 годах — руководит Эстрадным оркестром Всесоюзного радио, основной костяк которого составили музыканты-фронтовики. К сожалению, в эти годы, с нарастанием напряжённости Холодной войны джаз перестал получать государственную поддержку и был практически исключён из репертуара известных оркестров. И эстрадный оркестр Кнушевицкого также исполнял тогда хорошую лёгкую музыку.

В Москве композитор жил на улице Народного Ополчения, 18. Скончался в 1972 году. Похоронен на Кузьминском кладбище, 30 участок.

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в апреле
Праздники